Интернациональный Коммунистический Союз

А. Муратов:

Классовый анализ общества и перспективы преодоления
коммунистической многопартийности в России


I. Вступление.

Призрак бродит по России – призрак коммунизма. Около десятка различных партий, групп и организаций, претендующих на звание “коммунистических” - это ли не показатель популярности идеи в массах? Но в то же время, это свидетельство полного политического разброда, а зачастую – просто политических амбиций лидеров или стремления въехать в “большую” политику, используя известные лозунги. Как известно, марксизм, как революционная теория, стоит на трёх “китах”: 1. Признание классовой борьбы в капиталистическом обществе; 2. Признание необходимости образования политической партии пролетариата; 3. Признание диктатуры пролетариата как обязательного условия перехода к бесклассовому обществу – коммунизму. По всем трём пунктам внутри комдвижения существуют разногласия вплоть до противоположностей. Можно списать их на болезни роста, но стремительно нарастающая угроза фашизации страны не оставляет времени на раскачку. Пора уже определиться, какие партии можно назвать действительно коммунистическими (то есть, выражающими интересы именно рабочего класса), и кого нам можно брать в союзники, чтобы не получить в решающий момент удар в спину. В любом случае марксист должен начинать с анализа классовой структуры общества.

II. Общий анализ. Интеллигенция и крестьянство.

В современной России действуют два основных класса, типичных для капиталистической общественно-экономической формации: буржуазия (то есть, владельцы средств производства и распорядители продуктами труда) и пролетариат, вынужденный продавать свою рабочую силу как единственный имеющийся у него товар. Общая характеристика этих классов дана ещё в “Коммунистическом Манифесте”. Только эти классы обладают реальной экономической силой, только они могут влиять на процесс производства и распределения товаров, только они рождаются и развиваются вместе с капитализмом. Но если буржуазия заинтересована в сохранении существующего положения, то пролетариат, осознав его, должен будет стремиться к уничтожению этого порядка, к уничтожению последней, самой изощрённой формы рабства, когда человек является лишь придатком к капиталу, когда ценность человека оценивается по размеру его имущества, когда не работающие капиталисты богатеют, а создающие своими руками все материальные блага, чем так гордится “цивилизованный мир”, пролетарии – только беднеют и не сводят концы с концами.

Может показаться, что в западных странах эти положения марксизма уже опровергнуты, что там рабочие постоянно повышают свой уровень жизни вместе с хозяевами, что и у нас в России появляется всё больше людей богатых, обеспеченных всем необходимым, что нужно только как следует трудиться, чтобы достичь благополучия. Все средства массовой информации работают на пропаганду подобных заявлений, а простой рабочий редко когда может выловить золотую крупинку истины в этом мутном потоке полуправды и откровенной дезинформации.

Вот тут и должна прийти ему на помощь коммунистическая интеллигенция, которая одна только и способна разработать, сохранить и донести до людей теорию и идеологию марксизма, открыть глаза, заставить шевелиться извилины и сказать: “Мне нечего терять кроме своих целей”. Интеллигенция, безусловно, играет большую роль в современном обществе как хранительница культуры, науки и морали. Всё дело в том, на пользу какому класса она свои знания применяет.

Произошедшая научно-техническая революция открыла громадные перспективы прогресса, но ещё больше усилила противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Каждая новая автоматизированная система вытесняет за ворота предприятий сотни рабочих, поэтому они начинают сопротивление введению технических новшеств. Рационализаторы под угрозой физического насилия вынуждены скрывать свои изобретения, потому что вся выгода достанется хозяевам, они получат большие прибыли, а рабочим придётся стать клиентами биржи труда. Такие факты отмечены в Японии, Финляндии, США. Поэтому только полная замена устаревших производственных отношений позволит технической интеллигенции развернуть в полную силу мощь своего разума, при этом, не ухудшая положения большинства населения Земли.

Интеллигенцию нельзя назвать классом, потому что она занимает в современной иерархии промежуточное место по отношению к средствам производства, к тому же она не прибегает к продаже рабочей силы, тем самым косвенно участвуя в эксплуатации. Она продаёт свой интеллект, потому модное ныне причисление интеллигенции к пролетариям не имеет серьёзного обоснования. Но грамотному, честному и совестливому интеллигенту нет надобности обзывать себя пролетарием только потому что “пролетариат – единственный до конца революционный класс современной эпохи”. Вся революционность рабочих пропадает даром, если интеллигенты не вооружат их передовой теорией, революционным марксизмом. В слиянии этих двух начал – залог успешной борьбы за переустройство общества.

Научная теория интеллигентов должна проверяться революционной практикой пролетариев - вот–девиз настоящей коммунистической партии. И здесь же проявляется первая большая проблема современного коммунистического движения, когда теоретические изыскания – сами по себе, а практические действия – независимо от них.

Обычно вину за это возлагают на “незрелый” рабочий класс, на “обывательщину” и мелкобуржуазность пролетариата. Но может быть, надо посмотреть и в другую сторону? Способны ли нынешние теоретики творчески перенести марксизм в условия современной эпохи деиндустриализации страны? Ведь при капитализме, как отмечал Ленин, ВСЕ рабочие и НЕ МОГУТ быть коммунистами, поэтому и должна существовать партия АВАНГАРДА рабочего класса. Почему же нынешний авангард отвергает притязания любой из многочисленных компартий на лидерство? Почему у “семи нянек дитя без глазу”? Почему мысль застряла на уже набившем оскомину “антинародном режиме” или на отставке президента? Что может сегодня предложить компартия в качестве непосредственного лозунга борьбы?

Только ответив на эти вопросы интеллигенция (в лучшем смысле этого слова), сможет уничтожить разрыв между теорией и практикой революционного рабочего движения. Только тогда может появиться НАСТОЯЩАЯ коммунистическая партия, свободная от ревизионистской и националистической шелухи, способная организовать пролетариат для совершения социалистической революции.

А что же крестьянство? Большинство патриотических (читай - шовинистических) организаций, в том числе и КПРФ, взывают к разумности и бережливости крестьянства, к исконным качествам ответственности и терпимости сельского жителя, к верности традициям и укладам “седой старины”. Но можно ли назвать всех обитателей деревень и сёл одним словом – “крестьяне”? Думаю, что нет.

Отличительная особенность крестьянства – владение средствами производства и личный труд для производства сельхозтоваров. В этом проявляется и мелкобуржуазная, и полупролетарская сущность крестьянства. Оно составляло большую часть населения России в начале XX века, оно же “не позволило” быстро перейти к социалистическим производственным отношениям, но они же были уничтожены в период коллективизации 30-х годов. Уничтожены как класс, превращены в сельских полупролетариев. Такими они остаются в большинстве своём и сейчас. В самом деле, самыми распространёнными сельхозпредприятиями сейчас являются различные АО или псевдоколхозы – паевые хозяйства. В условиях товарного производства и хозяйственной обособленности эти организации неизбежно выступают как нормальные капиталистические предприятия, со своей буржуазией (дирекция) и своими наёмными рабочими (обычно именуемыми колхозниками). Принципиальной разницы между городским рабочим-акционером и деревенским рабочим-пайщиком нет.

И там, и там участие в распоряжении собственностью чисто номинальное, а их бумаги филькина грамота, отвлекающая внимание. Продолжать называть этих людей крестьянами – значит обманывать себя и огромный слой населения, находящийся в ещё более сложных условиях, чем городской пролетариат. Настоящие крестьяне – это фермеры и, так называемые, “приусадебники”, которые на принадлежащей им или арендуемой земле занимаются товарным производством, используя в большей или меньшей степени семейный или наёмный труд. Они имеют свои собственные интересы, им не нужна социалистическая революция, им необходимо ограниченное хождение земли, им нужен рынок и государственная поддержка. Их интересы представляет Аграрная партия, а КПРФ начинает терять своё влияние на крестьян в связи с усиливающимся радикализмом её левого крыла. Они не забыли слово “раскулачивание”, они уже обзавелись своим хозяйством, им есть что терять.

Таким образом, крестьянство – контрреволюционный класс, стремящийся к превращению в буржуазию, т.е. использованию только наёмного труда. Чем хуже будет положение сельхозрабочих, тем дешевле будет рабочая сила. Чем больше будет ограничен импорт продуктов с Запада - тем шире будет их собственный рынок. Чем стабильнее ситуация, тем дешевле банковский кредит. Потому крестьянство сейчас – самый патриотичный класс, другое дело, что он малочислен, и государство про него забывает. Поэтому крестьянская Аграрная партия – в оппозиции к нынешней власти и поддерживает Народно-патриотический Союз.

Главное – не забывать, что коммунисты и оппозиция – это две большие разницы. Оппозиция – за смену режима, смену правящей команды. Коммунисты должны быть ПРОТИВ ВСЕЙ НЫНЕШНЕЙ СИСТЕМЫ и не делить капиталистов на сионистов и патриотов, потому что “оба хуже”.

III. БУРЖУАЗИЯ.

Существовавшие в СССР товарно-денежные отношения неизбежно провоцировали появление "советской буржуазии", не по праву собственности, а по праву распоряжения средствами производства и продуктами труда, что усугублялось отсутствием контроля со стороны рабочих Советов и первичных партийных организаций за действиями центрального и местного руководства. Подобное полулегальное состояние заставило буржуазию развивать "теневой" сектор экономики, что привело к деградации "видимой" части, появлению дефицита при достаточном производстве, и соответственно - к росту социальной напряжённости и революции 1991-1993 годов.

К первым попыткам легализации "советской буржуазии" можно отнести реформы 60-х годов. Окончательное возвращение приходится на период "перестройки" 1985-1991 годов. Оно сопровождалось грандиозным оболваниванием широких масс народа и напрямую связано с кризисом коммунистической идеологии, продолжающемся на всём протяжении послеоктябрьской истории.

Рабочие, заражённые мелкобуржуазными интересами, поддержали "новых буржуазных демократов" в борьбе против партийной бюрократии, и Советский Союз перестал существовать.

Формирование нынешней буржуазии шло двумя основными потоками:

  1. Высшая партийно-хозяйственная элита "приватизировала" экспортно-импортные торговые операции и банковскую сферу;
  2. Бывшие "красные" директора приватизировали промышленные предприятия.
    Таким образом, возникло две большие группы предпринимателей: одна, крепко связанная с западным капиталом и отечественными финансами; другая - лишённая широкого выхода за рубеж, страдающая от подобного положения, но перекладывающая все тяготы на плечи простых рабочих, одновременно разжигая в них националистические настроения. Эта условная группа является экономической основой КПРФ и прочих "патриотических" организаций, вплоть до РНЕ.

Первая группа, так называемая финансовая олигархия, сталкивается в настоящее время с определёнными трудностями:

  1. Сужение возможностей спекулятивного размещения капиталов, связанное с масштабным финансовым кризисом в России и в мире;
  2. Возрастающая конкуренция западных капиталистов, стремительно захватывающих ослабленный безденежьем промышленный сектор экономики;
  3. Стремление чиновничества выйти из-под опеки олигархии и укрепить собственные позиции "государственных мужей" в Москве и "защитников народных интересов" в провинции;
  4. Усиливающееся возмущение рабочих масс, приобретающее некоторую организованность и целенаправленность.

Всё это неизбежно толкает обе группы на корыстный союз против неизмеримо более мощных капиталов Запада и в целях предотвращения социального взрыва, грозящего уничтожить всю нынешнюю систему вообще.

Таким образом, бывшие "западники" соединились с нынешними "патриотами" по вопросу о единстве Российской Федерации. И тем, и другим объективно выгоднее единое экономическое пространство, более того, они заинтересованы в его расширении (союз с Белоруссией, таможенный союз "4+1", назначение Б.Березовского исполнительным секретарём по делам СНГ, усиливающееся давление на Северном Кавказе и в Прибалтике, заключение договоров с Украиной и прочее).

Нынешней же региональной элите, особенно регионам-донарам, выгоднее сбросить диктат центра, сбросить бремя дотационных областей (а таких сейчас большинство) и попробовать интегрироваться на новых условиях в качестве новых центров.

Во всех, наверное, регионах сейчас раздувается недовольство Москвой, этаким спрутом, пауком, высасывающим кровь из "Матушки-Расеи". Многие коммунистические организации причастны в той или иной степени к этому процессу.

Видимая паразитичность Москвы затеняет более мелкую, но не менее отвратительную паразитичность своих собственных буржуйчиков, что последним, несомненно, на руку.

Вероятность того, что центральная российская власть падёт жертвой собственного оружия, уничтожившего СССР, многократно возрастает. В случае если правительство попытается уйти из-под контроля олигархов, оно потеряет всякую опору внутри страны и будет вынуждено обратиться непосредственно к Западу, с просьбой "защитить демократию" вплоть до интервенции.

В случае если правительство подчинится негласной олигархо-патриотической коалиции, соответственно возрастут сепаратистские настроения, особенно в национальных регионах и зонах активных "протестантских" действий (Кузбасс, Красноярский край, республики Поволжья).

В случае если верх будет одерживать региональная элита, встанет вопрос о военно-патриотическом" перевороте, опирающемся на мощную финансовую поддержку олигархов.

Во всех трёх случаях в выигрыше остаётся какая-либо из группировок буржуазии, рабочий класс не получит ничего кроме тысяч убитых и брошенных за решётку.

Поэтому коммунисты должны быть готовы к любому развитию событий и готовить четвёртый случай: социалистическую революцию, единственно способную сохранить как целостность страны, так и защиту интересов рабочего класса и всех трудящихся России.

IV. Пролетариат.

Рабочий класс представляет из себя самую большую загадку для российских теоретиков марксизма. Многие даже сомневаются, что можно понимать под этим названием и можно ли отождествлять понятия "рабочий класс" и "пролетариат".

Под пролетариатом понимается класс современных наёмных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены "для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу" - так писал Ф.Энгельс в примечании к английскому изданию "Коммунистического Манифеста" 1888 г.

Для вульгарного марксизма характерна путаница в определениях классов. Например, геолога записывают в рабочие, потому что он много ходит по горам и таскает камни, или под рабочим классом понимают "работников с рабочей, коммунистической нравственностью" (открытие тов. Чувурина из Калининградской организации ВКПБ).

СОВРЕМЕННОЕ МАРКСУ общество - крупномашинное производство. Кризис СОВРЕМЕННОГО НАМ - так называемого "постиндустриального общества", а по сути своей - империалистического мира, доказывает надуманность якобы имеющихся серьёзных отличий. Буржуазия ПО-ПРЕЖНЕМУ "производит, прежде всего, своих собственных могильщиков". Только не в своей стране, а в чужой, куда она вывозит капитал в целях получения максимальной прибыли.

Произошедшая на наших глазах де индустриализация России была вызвана, во-первых, стремлением западных монополий уничтожить сильного конкурента; во-вторых, легализацией "советской буржуазии" и переделом госсобственности. Этот процесс породил иллюзию "обратного хода истории". Между тем известно, что в империалистических государствах господствует финансовая буржуазия, а она может извлекать прибыль, как из развития, так и из разрушения производства. Косвенно подтвердить это положение может следующий факт: за 1997 год совокупный капитал российских банков увеличился на 27%, несмотря на продолжающееся падение промышленности.

Главным итогом заканчивающегося периода можно считать дезинтеграцию рабочего класса, начатую ещё в советское время и успешно завершившуюся в середине 90-х годов.

Конкуренция между рабочими сейчас явно сильнее тенденции к объединению - это факт. Даже многомесячные невыплаты зарплаты неспособны вызвать общего рабочего движения, потому что рабочий класс только начинает вновь осознавать себя единым целым. Примером может служить солидарное выступление шахтёров по всей стране, робко поддержанное рабочими в нескольких регионах.

И помочь в деле объединения рабочих может только буржуазия. Выше уже говорилось, что и собственные, и западные капиталисты получают заинтересованность в развитии промышленности на нашей территории. "Сименс", "Бош", "Рено", "Дэу" и многие другие корпорации начинают переносить производство в Россию. Российские банки вынуждены учиться управлять приобретёнными "по случаю" предприятиями. Государство стремится увеличить налогооблагаемую базу. Рабочие требуют работы и зарплаты. Оппозиция требует защищать интересы "державы". Все стремления направлены в одну сторону, значит, результат будет.

Поэтому коммунисты должны быть готовы к расширению фронта борьбы, ведь с "развитием капитализма возрастают и его противоречия".

Но пока рабочие не желают иметь дело с компартиями, слишком памятны ещё времена обкомов и горкомов, "единогласных решений" и "исторических съездов". Рабочие ведут борьбу под экономическими лозунгами, и даже требование отставки президента нельзя СЕЙЧАС считать политическим.

Рабочие договаривались с директором, тот нарушил обещания - появились лозунги "Долой!". Шахтёры договорились с правительством, оно нарушило обещания, появились лозунги "Долой!". И президента, как "главу и гаранта".

Если ещё в 1996 году у "демократов" не было достойного преемника, то сейчас подросли "молодые волки", так или иначе - Ельцина скоро сметёт сама олигархия. Поэтому коммунисты должны выдвинуть НАСТОЯЩИЕ политические лозунги и разъяснять их значение и необходимость через прессу, и личные контакты:

1) Долой институт президентства вообще;

2) Даёшь закон о праве отзыва депутатов Федерального собрания (и верхней, и нижней палат).

В.И.Ленин отмечал, что только воспитанный в борьбе за демократические лозунги пролетариат может бороться за социализм. Мы стоим на пороге нового подъёма революционного движения, причём в мировом масштабе, поэтому должны быть готовы как следует.

V.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОППОРТУНИЗМА.

Главную задачу современного коммунизма в России - преодоление отрыва от рабочего движения - невозможно решить без ряда других, наверное, не менее важных.

"Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса" - записано в "Коммунистическом Манифесте". Не является исключением и время нынешнее.

Влияние оппортунизма заметно в программах многочисленных российских компартий. Это и отказ от принципа диктатуры пролетариата, и допущение товарно-денежных отношений при социализме, и отход от классовой точки зрения.

Наиболее опасным, на мой взгляд, является переход на национально-патриотические позиции, что чрезвычайно выгодно российской буржуазии.

Во все времена мелкая и средняя буржуазия страдала от господства крупных капиталистов с одной стороны и от давления рабочих - с другой. Для этих слоёв характерно использовать главное классовое противоречие в своих целях. Поэтому они пытаются возглавить стихийное рабочее движение в интересах свержения правящей верхушки с целью занять её место. Для этого используются чаще всего национальные лозунги, как память об общей борьбе с феодалами. Получается черносотенное движение, направленное в первую очередь против революционеров-бунтарей, во вторую, против "инородцев", особенно занимающих определённое положение в обществе.

Рано или поздно, это движение начинает совпадать с устремлениями крупнейших олигархов усмирить революцию и уничтожить конкурентов. Тогда получается настоящий фашизм или национал-социализм, то есть, идея о примирении рабов и хозяев на национально-государственной основе, "по праву крови".

Как бы ни хотелось некоторым коммунистам бороться ТОЛЬКО против сионизма, ОБЯЗАТЕЛЬНО получается борьба против евреев вообще. Как бы не хотелось поддержать братских сербов, получается поддержка сербской буржуазии. Как бы не хотелось противостоять мировому империализму в лице Билла Клинтона, получается помощь арабскому империализму в лице Саддама Хуссейна.

Признание национальных интересов выше классовых губительно для коммунистического движения, особенно в империалистических государствах, и прямо ведёт к фашистской диктатуре, которая по коммунистам ударит в первую очередь.

Рабочее движение - стихийно по своей сути, поэтому упование на "самоорганизацию" может привести только к "опрофсоюзиванию" борьбы и усилению буржуазного влияния на пролетариат, то есть, оппортунизма в его рядах. Надежды на совершение революции путём Всероссийской политической стачки - несбыточны. Смена президента - ещё не свержение буржуазии, поэтому важно правильно определить экономические и политические лозунги дня.

Обратной стороной упования на "самоорганизацию" является отчаяние её недостаточности и, как следствие, - угроза развития терроризма, что приведёт к распылению сил, провалу организаций и изоляции лучших людей от революционного движения. Поразительно, но ленинские характеристики экономизма остаются верны и по сей день.

Не менее странно слышать из уст некоторых коммунистов речи об общности марксизма и христианства. Популярный тезис о Христе, как о "первом коммунисте" достаточно нелеп, чтобы выглядеть истинным. Попытки подменить авторитет науки авторитетом бога-человека могут завести и уже заводят, очень далеко, не зря Ленин называл христианский социализм "величайшей мерзостью", а в "Коммунистический Манифест" записали фразу: "Христианский социализм - это лишь святая вода, которой поп кропит озлобление аристократа".

Таким образом, основные разновидности оппортунизма можно определить так:

1. Национал-патриотизм;
2. Экономизм;
3. Христианский социализм.

Особенно опасно, что от них не свободны и крупнейшие и самые влиятельные партии - КПРФ и РКРП, не говоря уже об "анпиловцах", "андреевцах" и прочих.

VI. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОКПР.

На повестке дня стоит вопрос об образовании единой коммунистической партии России и отмежевании от различных "агентов влияния буржуазии" (явных и несознательных).

Личные амбиции должны быть отброшены, интересы дела - превыше всего.

Кировская организация РКСМ(Б), с которой согласилась Кировская организация РКРП, предлагает следующие основные положения для разработки совместной программы:

1. ОКПР считает, что во всех развитых странах мира созданы экономические предпосылки для социалистических преобразований:

а) господство монополий в промышленности и банковской сфере;

б) образование ФПГ (Финансово-промышленной группы);

в) подчинение АПК интересам финансовых корпораций.

2. ОКПР считает, что политическое устройство общества неспособно обеспечить использование плодов научно-технической революции в интересах всего общества.

3. ОКПР представляет интересы городского и сельского пролетариата в их стремлении к социалистической революции и полному уничтожению частной собственности и всякой эксплуатации человека.

4. ОКПР считает себя одним из отрядов международного рабочего движения в борьбе с международным капиталом.

5. В своей деятельности ОКПР исходит из принципа прогрессивного социалистического устройства общества и необходимости диктатуры пролетариата для подавления сопротивления эксплуататоров.

6. ОКПР не отказывается от помощи любых слоёв общества, деятельность которых совпадает в определённые периоды с тактическими задачами рабочего класса.

Предлагаем обсудить эти положения на собрании комитетов заинтересованных партий, а так же обсудить вопрос о координации действий, издании общего ответственного печатного органа и созыва будущего общепартийного съезда или конференции по вопросу об объединении.

P.S. Название партии дано условно.

А.Муратов.
Кировская комсомольская организация.

15.06.1998.

Госкап-сайт

Hosted by uCoz