ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ
В КОСОВО
Война в Косово
закончилась два с половиной года назад. Однако это событие до сих пор не
потеряло значения, и не только как новейший пример империалистической агрессии.
История этого конфликта служит подтверждением теории государственного
капитализма, а война заставляет еще раз вспомнить о пролетарском
интернационализме. Кроме того, она стала лакмусовым листком, выявившим суть
многих левых партий Украины.
Чтобы понять, откуда в
Югославии развился национализм, нужно четко уяснить каков был ее общественный
строй. Как и в Советском Союзе никакого социализма в Югославии не было, ее
общественный строй - капитализм, тот его вариант, где государство играет роль
совокупного капиталиста. Правда, в отличие от нашей страны, у югославов
государственный капитализм почти никогда не существовал в чистом виде. С первой
половины 50-х годов в среде господствующего класса появились прослойки, не
относящиеся к государственной буржуазии.
Причиной, вызвавшей к
жизни национализм, стала политика децентрализации, которая проводилась в первой
половине 50-х годов во время введения системы самоуправления. Предполагалось,
что путем передачи функций федерации республикам, республик - областям
(срезам), а срезов - районам (общинам) при одновременном развитии общественного
самоуправления будет достигнуто отмирание государства, на смену которому придет
прямое народовластие самоорганизованного
пролетариата. Планы были хорошие, но осуществить их не удалось. Государство
проявило завидную живучесть и успешно устояло: при капитализме оно не отмирает.
Зато политика децентрализации в условиях государственного капитализма привела к
перераспределению государственной собственности. Часть общесоюзной
государственной собственности сохранилась, а большая часть ее была передана
республикам и автономным краям. Передача предприятий в подчинение республик и
нижестоящих административных единиц началась еще весной 1950 года и
единовременным законодательным актом не оформлялась.
Уже в середине 50-х
годов сложились республиканские и краевые группировки государственной
буржуазии, которые повели борьбу за прибавочную стоимость, как с общесоюзным
государственным капиталом, так и между собой. При этом в борьбе они успешно
использовали социалистическую фразеологию. Уже в конце 60-х годов она стала
внешним прикрытием идеологии национализма. И это не удивительно. Именно под
знаменами национализма буржуазия объединяется для борьбы с буржуазией других
национальностей. В Югославии каждая группа государственной буржуазии имела
четко выраженную этническую принадлежность, за исключением, пожалуй, Боснии -
Герцеговины и края Воеводина. В Хорватии государственная буржуазия по национальности
в основном хорватская, в Сербии - сербская, в Македонии - македонская и т. д.
Поэтому в Югославии сложились исключительно благоприятные условия для развития
национализма и обострения межнациональных отношений.
Строя на словах
социализм, буржуазия национальных республик грызлась за каждую копейку.
Примеров можно приводить много, но остановимся на одном из самых ранних.
У развитых республик еще
до централизации забирали часть средств и распределяли их на нужды развития
таких отсталых территорий как Македония, Черногория, Косово. Когда началась
децентрализация и появилась республиканская и местная госбуржуазия,
перед ней встал «естественный» вопрос: ради чего жертвовать деньги на создание
промышленности в Косове или обеспечивать старость македонских пенсионеров.
Исходя из этих соображений в декабре
До
Нельзя сказать, что
общесоюзная буржуазия в лице партийного руководства оставалась безразличной к
распространению национализма и попыткам под таким флагом лишить ее собственности.
В 1971-1972 годах были сняты некоторые руководители республиканских
парторганизаций Сербии и Хорватии, явно проявлявшие националистические взгляды.
Но что можно сделать против объективной действительности? Подобно Черному морю,
где под тонким стометровым слоем воды покоится зловонный океан сероводорода, в
Югославии 70-х - 80-х годов тонкий слой коммунистической фразеологии скрывал
бездну национализма, и как в Мертвом море, сероводород которого однажды вышел
на поверхность, уничтожив чистую воду, так и там националистическая идеология
рано или поздно должна была избавиться от коммунистической словесной шелухи.
Это произошло во второй половине 80-х годов. Тогда же Союз коммунистов
освободился от остатков коммунистических взглядов, и когда в 1990-91 году он
распался на независимые республиканские организации, это
"освобождение" было оформлено. Самостоятельные республиканские партии
сменили свои названия и программы, взяв за образец западноевропейскую
социал-демократию.
В разных республиках
этот процесс протекал неодинаково. Там, где перекрасившиеся наследники Тито не
смогли возглавить националистическое движение, их оттеснили от власти (например,
в Хорватии), но там, где они оказались авангардом националистов, власть им
удержать удалось (например, в Сербии). Успех сербских "коммунистов"
неразрывно связан с именем Слободана Милошевича. Здесь нелишне сделать
отступление и сообщить о вехах трудовой биографии нынешнего югославского
президента. Вождь сербских националистов родился в Пожареваце
в 1941 году. Родители Милошевича - школьные учителя. В 1964 году Милошевич
закончил юридический факультет Белградского университета и вскоре сделал
стремительную карьеру. В 1966 году он стал советником председателя скупщины
Белграда (Белградского горсовета) по экономическим вопросам и руководителем
службы информации скупщины, а уже с 1969 года Милошевич является заместителем
генерального директора объединения "Техногас".
В 1973-78 гг. он был генеральным директором этого объединения. В 1978-1983 гг.
он возглавлял объединенный банк Белграда. В те времена банкир был едва ли не
самым богатым человеком "социалистической" Югославии. Так что
Милошевич даже по своему статусу является представителем югославской буржуазии.
В банке он проработал до 1984 года, когда его призвала партия. На призыв он
отозвался так активно, что в
Звездный час Слободана
Милошевича наступил в 1987 году, когда в очередной раз обострилась обстановка в
крае Косово. В сентябре
Косово - самая отсталая
область Югославии. До второй мировой войны там вообще не было промышленности, а
крупнейший город Приштина скорее походил на большую
деревню. Несмотря на послевоенную индустриализацию Косово
продолжало быть самым отсталым районом страны. Производительность труда, зарплата
и уровень жизни населения были самыми низкими в Югославии. В крае был также
самый низкий удельный вес городского населения и как следствие - самый низкий
удельный вес пролетариата. Например, в 1957 году сельское население Югославии
составляло 60,9%, в Косово - 86%. Типичной фигурой Косова был
крестьянин-единоличник, вместе с членами своей семьи обрабатывающий надел,
средний размер которого в
Мелкая буржуазия
чрезвычайно восприимчива к национализму в силу своей классовой природы. В
условиях Югославии эта восприимчивость усиливалась темнотой и забитостью
крестьян. У них сохранялись традиционные предрассудки. Например, среди сербских
крестьян все еще встречается убеждение, что албанцы и мусульмане-босняки - это
турки. Устойчивости культурной темноты способствует сохранение неграмотности.
Даже в 80-е годы 9,5% населения Югославии не умело читать и писать. Это
преимущественно крестьяне. В 1971 году по всей Югославии было 15,1%
неграмотных, а среди албанцев грамоты не знало 34,9%. Югославское правило – чем
более отсталая область, тем крепче связан крестьянин со своим частным наделом,
тем сильнее в нем сидят предрассудки. Все эти особенности социальной структуры
края Косово создали исключительно благоприятные условия для укоренения
национализма. Кроме того, все экономические неурядицы Югославии наиболее сильно
проявлялись именно в Косово. Если в среднем по стране в 1972 году на каждые
1000 занятых в "общественном" секторе приходилось 75 безработных, то
в Косово - 216! Такое положение подогревало недовольство местного населения, а
буржуазия сумела направить его в нужное русло.
Именно там в
В 70-е годы албанские
националисты начали преследовать косовских сербов, создавать им невыносимые
условия жизни. Портили имущество, мешали торговать на рынке, ущемляли при
приеме на работу, сербов могли избить, изнасиловать. Сербы ожесточились. В
марте 1981 года произошел очередной взрыв албанского национализма. В Приштине начались беспорядки, охватившие весь край. Погибло 9 человек и более 200 было ранено. Националисты
требовали теперь предоставления краю статуса республики, так как республика
имела право на выход из состава Югославии. В Косово ввели чрезвычайное
положение, но обуздать националистическое движение не удалось. Чрезвычайное
положение то отменяли, то опять вводили, а Косово продолжало бурлить.
С албанцами пытались
как-нибудь договориться, однако пришел Милошевич. Укрепив свои позиции в
государственном аппарате, он взялся за Косово. Сербские националисты перешли в
наступление и одержали победу. В край направили дополнительные подразделения
федеральной милиции, и, пользуясь беспорядками, возникшими в марте 1989, когда
погибло более 20 человек, сербские власти ввели чрезвычайное положение и в
Победа сербских
националистов была непрочной. Силой "умиротворив" албанцев, они не
уничтожили причин конфликта, зато, уничтожив возможности для легальной борьбы
за независимость края, они толкнули албанских националистов к вооруженной
борьбе. Албанские националисты, как умеренные, так и крайние, активизировались.
Возникла армия освобождения Косова, и началась партизанская война, а в
Существующие на Украине
левые партии по-разному прореагировали на войну НАТО против Югославии. Истоки
этой трагедии они, разумеется, не анализировали, но определенную позицию
заняли. Вот два характерных примера. Первый секретарь ЦК КПУ Петр Симоненко
заявил, что агрессия НАТО против Югославии расколола Европу по религиозному
признаку: все православные страны поддержали Сербию, католики - НАТО. По сути
дела, П. Н. Симоненко, хотя и именует себя коммунистом, осмыслил балканскую
войну как конфликт цивилизаций и оказался впереди планеты всей, взяв на
вооружение модную сейчас теорию Хантингтона о
конфликтах цивилизаций, и Симоненко это знает: "Американский профессор С. Хантингтон выдумал целую теорию о непримиримой враждебности
католических и православных обществ..." («Коммунист», 1999, июль №26).
Симоненко фактически отказался от применения марксизма, который требует в любых
конфликтах выявлять классовую основу, и проигнорировал очевидные факты:
православные Румыния и Болгария выступили на стороне НАТО, предоставив
натовским самолетам свое воздушное пространство, при равнодушии своего
населения, а католики - итальянцы протестовали против использования своей земли
агрессорами. А вот православное государство Украина осудило агрессию скорее
ради приличия. При этом протесты украинской общественности против НАТО были
слабы и вполне сопоставимы по размаху с антивоенными протестами в Британии.
Водораздел в отношении к этой войне не проходит по религии. Ради отказа от
марксизма Симоненко идет на явную ложь.
Второй подход ярко
представлен в сталинистской "Рабоче-крестьянской
правде", объявившей, что Сербию нужно защищать, потому что это равнозначно
защите социализма. Как назвать такую позицию? Не сразу и сообразишь. Это не
социал-шовинизм, потому что социал-шовинисты
выступают в защиту своей буржуазии, а здесь поддержка предлагается буржуазии,
которая к советским республикам касательства не имеет. Это буржуазный
интернационализм: эксплуататоры всех стран, соединяйтесь. Но к объединению
приглашается не всякая буржуазия, а лишь носящая красный камуфляж. Правящая
партия сербской буржуазии называется социалистической? Все на ее защиту.
Престолонаследник живого бога Ким Ир Сена продолжает говорить о социализме в
Корее? Значит он наш товарищ и т. д.
Косовский конфликт
представляет собой один из завершающих актов процесса распада Югославии. Это
завершающий этап борьбы буржуазии национальных республик за независимость, за
возможность эксплуатировать своих рабочих не делясь с чужаками, будь то
соседняя республика или общесоюзная власть. Поэтому ответственность за
косовскую трагедию целиком лежит на албанокосовской и
сербской буржуазии. И бессмысленно спрашивать кто не прав: сербы или албанцы?
Не права буржуазия. Трагедия Косова очень глубока. Она даже не в том, что
албанцы и сербы режут друг друга за чуждые им интересы, а в том, что они не
могут этого осознать. Конфликт зашел настолько далеко, межэтнические отношения
так обострились, что чуждые им интересы стали их интересами и иначе не воспринимаются.
Отделиться от Сербии вооруженным путем хочет албанская буржуазия, удержать Косово вооруженным путем хочет сербская. Зачем это нужно
трудящимся Югославии? Что они забыли? Ведь разве хочется кому-нибудь гибели
своих родных просто так, не ради кровных интересов? Но в том-то и беда, что
ненависть буржуазии стала ненавистью трудового народа. Не убьешь серба, он
убьет тебя; не убьешь албанца, он с тобой расправится; и это самое действенное
средство поддержания националистического угара.
Национализм в ближайшее
время преодолен не будет. Во-первых, коммунистическое движение в югославских
республиках находится в таком же паралитическом состоянии, как и у нас, поэтому
распространение идей интернационализма встречает препятствие в виде отсутствия
их носителей, а во-вторых, к слабости коммунистов добавляется необычайная
крепость фактора, поддерживающего национализм. Взаимные обиды сербы и албанцы
забудут нескоро. Но, несмотря на это, изменить ситуацию на Балканском
полуострове может только пролетарский интернационализм. Сербы и албанцы смогут помириться,
только осознав, что у них общий враг - буржуазия, и став на совместную борьбу
против нее, независимо от своей национальности. Утрата Сербией контроля над
краем Косово будет способствовать скорому прозрению албанцев, которые остались
один на один со своей буржуазией, а у сербов, утерявших привилегированный
статус в стране, появляется возможность избавиться от великодержавных
настроений, которые всегда возникают у привилегированных этнических групп. Если
кто им может помешать, то это албанские националисты, угнетающие сейчас
косовских сербов. К сожалению, только будущее сможет дать ответ, когда же
народы Югославии пройдут путь к пролетарскому интернационализму.
Ю. Шахин.