Юрий Назаренко

 

«Дух времени» и дух времени

 

Какие только усилия не предпринимает капиталистический мир, чтобы похоронить коммунизм! Его объявляют утопией и над ним насмехаются. Ему приписывают огромное количество жертв самой капиталистической системы. От режима Пол Пота до сталинизма (т.е. государственного капитализма) в СССР, само собой многократно увеличивая число этих жертв. Всему населению, через фильмы и телевизионные новости, через систему образования вбивают то «преступность» коммунизма, то его утопичность. А он не умирает. И его дух моментально просыпается, как только капитализм испытывает очередное потрясение. Характерным в этом плане был 2008 год, когда в разгар кризиса политики, журналисты и телекомментаторы вдруг в массовом количестве начали вспоминать Карла Маркса с его теорией кризисов и гадать, что же ждет мировую систему капитализма.

Но дух коммунизма порой просыпается в самый неожиданный момент и в самом неожиданном месте. И его проповедниками становятся те, кто, казалось бы, отрицают коммунизм Маркса и Ленина. В 2007 году в США много шуму наделал документальный фильм Питера Джозефа «Дух времени», а в 2008-м его продолжение «Дух времени. Приложение». После многочисленных кадров, показывающих трагедии и преступления нынешнего мира, с эпизодами войн, массовых убийств и т.д., мы слышим, наконец, голос диктора: «Чем больше мы задумываемся над тем, что мы знаем о себе, откуда мы пришли, что мы делаем, тем больше мы убеждаемся, что нам лгут. Нас обманывают все общественные структуры».

Он начинает с «чемпиона всех времен по фальшивым обещаниям и пустым претензиям, религии»: «А как вы думаете, почему религиозные иерархии никто не трогает? Религиозные иерархии этого мира стоят у самых основ порока. Религиозные иерархии в этом мире созданы теми же людьми, которые дают вам правительства, вашу порочную систему образования, которые создали банковские картели, потому что вашим хозяевам плевать на вас и ваши семьи. Их волнует только то, что волновало всегда, власть и контроль над всем миром». Дальше идет широко известная в научных кругах версия, весьма похожая на истину, что иудейская и христианская религия являются лишь более поздним слепком с религии и мифологии Древнего Египта, а отчасти и других древнейших верований. И что «христианство, в действительности, – это ничто иное, как история Рима, созданная в политических целях  …Увековечить Иисуса в качестве исторической личности было политическим решением с целью контроля над массами». Контроль, который со времени Никейского собора (325 год) продолжался почти всю последующую историю Западного мира.

Далее нам показывают ложь современного мира, которая каждый раз используется либо все для того же контроля над массами, например, для принятия законов, ограничивающих права и свободы в пользу властей и спецслужб, либо для принятия тех или иных политических решений. Это, например, официальная версия «терактов» 11 сентября, которой мало кто верит даже в США. Но которая была использована как для ужесточения внутреннего режима, так и для развязывания рук армии США в Афганистане, а затем и Ираке. Приводятся похожие примеры и других стран.

Наконец, фильм начинает переходить к своей цели. Он показывает, как мировая финансовая система контролирует политическую и экономическую жизнь общества. При всем том, что фильм страдает определенным уклоном в сторону «теории заговора» и оставляет в стороне ту систему производственных отношений, прежде всего отношений собственности, которая и порождает эту финансовую систему, он производит мощный разоблачающий эффект. Он показывает, как выкачивается из всех трудящихся все возрастающая прибавочная стоимость (хотя сам термин и не упоминается в фильме). И продолжает: «Но управление экономикой и постоянный грабеж – это только одна из сторон кубика Рубика, который вертят в руках банкиры. Другой инструмент извлечения прибыли и управления народами – войны». Показывается, как американское правительство и стоящие за ним финансовые круги «искали любой предлог, чтобы вступить в войну». Как создавались эти предлоги, когда будущего противника провоцировали на действия (потопление пассажирского корабля «Лузитания» в 1917 году немецкими подводными лодками и нападение японцев на Перл-Харбор в 1941-м), которые потом трактовались как агрессия и служили оправданием для вступления в войну, причем при полной поддержке общественного мнения. Американские монополии сказочно обогатились на этих войнах, порой снабжая обе стороны конфликта, а США стали господствующей мировой державой. Этот же принцип действовал и во Вьетнаме, и в нынешних войнах в Афганистане и Ираке.

И конечный результат, прогнозируемый авторами фильма: «Единая глобальная экономика, где каждый шаг, каждого человека отслеживается и фиксируется. Никаких прав. И самое удивительное, этот новый мировой порядок никто не будет навязывать людям. Люди потребуют его сами, поскольку управление обществом через страх и разделение совершенно лишило человека чувства власти над реальностью». Разумеется, единая экономика возможна при капитализма только в результате всемирного конфликта, тут никакой «заговор» не отменит межимпериалистические противоречия. Но то, что мировой капитализм, в условиях нарастающего кризиса будет стремиться к обществу «никаких прав», вполне правдоподобно, как и то, что все будет сделано «по многочисленным просьбам трудящихся».  

Авторы фильма продолжают: «И этот процесс шел многие столетия, и даже десятилетия: религия, патриотизм, национальность, богатства, классы и любая другая придуманная форма разделения людей служила созданию подконтрольного человечества, послушного воле горстки людей. “Разделяй и властвуй” – вот их девиз. И пока люди будут ощущать себя лишь частью, не замечая целого, они будут отдавать себя в полное рабство. Те, кто «за занавесом», знают это. И они также знают, что как только люди узнают правду о своем месте в этом мире, и правду о силе, данной каждому человеку, чтобы изменить этот мир, весь призрачный дух времени, за счет которого они живут, рассыплется как карточный домик».

Далее автор начинает подводить нас к выводам, говоря, что вся современная культура направлена на выпячивание наших различий, тогда как следует обратить внимание на то, что нас объединяет. Мы сильны, говорит автор, и мы можем все изменить. В кадре появляется выдающийся астрофизик Карл Саган (ныне покойный): «Все что работало раньше, все, что разжигало эти безумные страсти, расовые, сексуальные, религиозные, больше не работают. Появляется новое сознание, которое воспринимает Землю, как единый организм. И мы понимаем: организм, который ведет войну сам с собой, обречен».

Первая часть фильма заканчивается надписью “Revolution is now” («Революция идет сейчас»). Не говоря ничего о том, что это за революция.

Но первая часть фильма не говорит, что именно нужно сделать. Может для того, чтобы заинтриговать, но не слишком отпугнуть зрителя. Об этом будет сказано во второй части фильма, вышедшего в 2008 году. Более детально описан механизм ограбления, осуществляемый мировой финансовой системой, а также о том, как уничтожаются политические деятели и правительства, которые отказывались подчиниться этому механизму и требованиям транснациональных корпораций: «Мир – игровая площадка корпораций, неумолимо определяемая непреложными законами бизнеса».      

Наконец, в кадре появляется голос вдохновителя фильма и вытекающего из него проекта Жака Фреско. Он говорит о порочности системы как таковой: «Если человек зарабатывает деньги с продажи какого-либо вида товара, он обязан соперничать с другими существующими товарами, которые могут представлять угрозу его интересам. Следовательно, люди не могут быть честными. И люди не могут доверять друг другу. … Когда доктор говорит, мне кажется, вы лишитесь почки, я не знаю, вымогает ли он деньги для оплаты своей яхты или же я действительно могу лишиться почки. В денежной системе трудно верить людям. Если бы вы пришли в мой магазин, а я вам сказал: это лампа, несомненно, очень хороша, но лампа, которую продает мой сосед рядом, лучше, тогда я просто потеряю свой бизнес, это не будет работать. Если я буду честным, то я прогорю … Поэтому эта система не создана, чтобы служить на благо людей».

Он продолжает: «Война, нищета, коррупция, голод, бедность, человеческие страдание не исчезнут в денежной системе, т.е. будет очень мало существенных изменений. Необходима реорганизация нашей культуры, наших ценностей, и все должно соотноситься с реальными возможностями Земли … и это то, что представляет из себя “Проект Венера”».

Он продолжает: «Общество, о котором мы собираемся говорить, это общество, свободное от всех старых предрассудков, ущемлений, тюрем, полиции, жестокостей и юриспруденции. Все законы исчезнут. Так же исчезнут все профессии, которые больше не требуются. Например, биржевые маклеры, банкиры, рекламщики. Исчезнут, навсегда, потому что это уже не нужно … Мы можем это сделать там, в экономике, основанной на ресурсах».

Его мысль продолжает ведущий: «Самое главное – сфокусироваться на разумном управлении ресурсами Земли. Потому что именно из этих природных ресурсов мы добываем материалы для продолжения нашего процветания. Понимая это, мы видим, что деньги по существу являются барьером к этим ресурсам. Потому что за все нужно платить. Почему мы получаем ресурсы только за деньги? Из-за реального или искусственного дефицита. Обычно, мы не платим за воздух и воду, потому что они существуют в большом изобилии. Продажа их была бы бессмысленной. Тогда, рассуждая логически, если ресурсы и технологии, используемые для создания всего в нашем обществе, например, домов, городов и транспорта, были бы в избытке, то не было бы смысла торговать ими». «И если решить кое-какие общественные проблемы, то у нас совсем не будет причины использовать деньги».

Но есть ли достаточно ресурсов? «Да, у нас есть ресурсы и технологии, чтобы обеспечить подобное вместе с возможностью поднять уровень жизни настолько высоко, что люди в будущем, оглядываясь на нашу цивилизацию, будут недоумевать, насколько примитивным и незрелым было наше общество».

А кто будет владеть и распоряжаться ресурсами? «Мы должны мобилизовать и просветить каждого о врожденной коррупции нашей текущей мировой системы. О единственном жизнепригодном решении, объявляющем все ресурсы на планете общим наследием всего человечества. Мы должны донести до всех истинный уровень технологий, и то, что мы все можем быть свободными, работая вместе, а не борясь друг с другом».

 И чуть раньше: «Пришло время для новой общественной системы, которая отражает наше современное понимание мира. Денежная система – это продукт былых времен, когда недостаток был реальностью. Теперь, в эпоху технологий, эта система больше не нужна обществу. Ей пора исчезнуть вместе с этим призрачным духом времени, который она создала».

Блестяще: всемирное общество без национальных границ, которое владеет всеми ресурсами планеты, управляющее этими ресурсами для удовлетворение нужд своих граждан, основываясь на этих нуждах и на достижениях науки и технологии, а не на денежной системе. Вы заметили что-то отличное от того, что предлагал Маркс или Ленин?

Но вот, что мы слышим в фильме: «Вне зависимости от социальной системы, будь то фашизм, социализм, капитализм или коммунизм, лежащим в основе механизмом все равно являются деньги, труд и соперничество. Коммунистический Китай не менее капиталистический, чем Соединенные Штаты Америки. Единственное отличие в том, как сильно государство вмешивается в предпринимательскую деятельность. Реальность в том, что денежная система – это единый механизм, который сопровождает интересы всех стран на планете. Самый агрессивный, а, следовательно, и доминирующий вариант этой денежной системы – деятельность свободных предприятий».

Проблема очевидна. Авторы и вдохновители фильма, призывающие в конце его второй части бойкотировать эту политическую систему и ее СМИ, сами являются жертвами промывания мозгов, остаются пленниками главного мифа XX, а теперь и XXI века: мифа о коммунизме (социализме) в СССР и т.н. «социалистическом лагере», который, якобы, является следствием марксистской теории. И это показывает, насколько важной («архиважной», как сказал бы Ленин) является задача разъяснения действительной природы всех т.н. «социалистических» стран. Это задача первостепенная, ибо мир стоит не только на пороге потрясения, но и на пороге понимания, какое общество должно прийти на смену, но не может переступить этот порог, поскольку его пугают последствиями, которые, якобы влечет за собой социалистическая революция. Если Китай «не менее капиталистический», чем США, то с какой стати он «коммунистический»? То же самое видно из другого высказывания Фреско: «Коммунизм, как необоснованная идеологическая модель, был всего лишь вербальным хобби философов, а затем вульгарно использован политиками в жестокой форме фашистских репрессий и войн». Не выступая с откровенно враждебными нападками на коммунистическую теорию, он объявляет ее несостоятельной, поскольку она говорит о переходном периоде (Фреско говорит о «социализме»), во время которого будут сохраняться товаро-денежные отношения, которые вновь приведут ко всем бедствиям капитализма. Но именно попытка отменить сразу денежные отношения приводила к самым катастрофическим последствиям. Самый наглядный пример – Кампучия Пол Пота.

Ошибка Фреско и его поклонников состоит, в данном случае, в том, что они не понимают производный характер денежной система, которая является отражением а) разделения людей на классы (это разделение в фильме перечисляется в числе «придуманных»); б) экономического разделения производства на миллионы отдельных предприятий, к тому же разделенных национальными границами. Первое может быть преодолено только революцией пролетариата, второе – это, с одной стороны, экономический процесс, который нельзя отменить искусственно, а с другой – вопрос политического и экономического объединения человечества, который будет решен или империалистической войной или пролетарской революцией. Задача состоит не в ликвидации денежной системы, а в ликвидации системы частной собственности и наемного труда, и уже следствием этого будет (и не может не быть) отмирание «денежной системы». Нигде и никогда пролетариату не удавалось надолго захватить власть. В России это, в лучшем (!) случае, было несколько лет. И, значит, никакого перехода от капитализма к коммунизму быть не могло, в полном согласии с научным коммунизмом. Но, если бы дело ограничивалось только «непризнанием заслуг» коммунизма, на это можно было бы не обращать особого внимания. Но …  

Насколько фильм силен своей разоблачительной стороной и показом необходимости перехода к бестоварной, коммунистической (по сути, ибо на словах от этого слова авторы открещиваются) экономике, настолько же он слаб с точки зрения путей реализации этой цели: «Поэтому надо принять мирное и продуманное решение. Самый действенный план прост: мы должны изменить себя, чтобы подчинить власть воле людей, мы должны прекратить поддерживать систему».

Нам предлагается смесь «непротивления злу насилием», гражданского неповиновения и морального давления: бойкотировать крупнейшие банки, крупнейшие СМИ (предпочтение независимым СМИ в Интернете), избирательные кампании, службу в армии, энергетические компании, не использующие возобновляемые источники энергии, политику и участвовать в организации движения «Проект Венера».  

Кроме того: «Необходимо призвать все народы к глобальному сотрудничеству и пригласить их участвовать в создании единого государства, объявив ресурсы Земли общим наследием всех жителей нашей планеты».

Проблема рассматривается как технологическая, отвергая политику, которая во всем «виновата»: «Технологии решают проблемы, а не политики, потому что они не знают как». Или еще: «Одновременно с этим нет нужды в политиках, потому что наши проблемы технические, а не политические».

И все это притом, что сами авторы так красочно показали, что нынешняя система самым кровавым образом подавляет любые попытки сопротивления, притом, что сам Фреско говорит, что США катятся к фашизму и диктатуре. Но … надеется, что когда экономика войдет в глубокий кризис, люди сами выберут «Проект Венера»: «Они не откажутся от денежной системы. Ведь мы сами ее питаем. Система должна рухнуть, а люди разочароваться в лидерах, которых они избрали. И это будет важным поворотным моментом, если проект Венера будет предложен в качестве основной альтернативы. Иначе, я опасаюсь последствий», - говорит Фреско, указывая на опасность установления диктатуры.

 Однако кто ж  им даст? Без экономического и политического насильственного свержения капитала реализация этих прекрасных планов останется утопией, потопленной в крови именно в тот момент, когда человечество захочет сделать предложенный Фреско выбор. Мы получаем еще один проект утопического коммунизма. Утопического именно с точки зрения методов его реализации. Реализация – это не вопрос технологии, которая является лишь инструментом в руках правящего класса. Это вопрос передачи власти тому классу, который объективно заинтересован в этой реализации, а не призывов и демонстративных бойкотов. Это политика, ибо политика – это борьба за интересы общественных классов и групп. И если вы в ней не участвуете, она не перестает на вас воздействовать, ибо представители других классов не прекращают свою борьбу.

И все же, почему мы решили уделить внимание этому фильму? Символично, что он появился как раз в начале самого серьезного за послевоенную историю кризиса. Каждой революции предшествует определенный переворот в культуре и сознании общества, который готовит его к будущему социальному перевороту, пытается предсказать новое, пусть в туманной, порой утопической форме. И, в этом плане, фильм «Дух времени», тоже является предвестником будущей революций. Он симптом брожения, который охватывает человечество, чувствующее, что мир накануне глубочайшего переворота.

 Коммунизм становится настолько логичным выходом из нынешнего состояния человечества, что его идеи под тем или иным флагом, под новым, порой неожиданным названием, неизбежно появляются или находят отклик у самых разных людей, порой понятия не имеющих о реальном марксизме. Движение «Дух времени» и Проекта Венера, в основном пытается вести свою деятельности в сети «В контакте». Хотя фильм этот видели только некоторые из людей, имеющих доступ к качественному Интернету, в русскоязычной сети возникли тысячи групп, в основном молодежных, по этой теме, порой весьма многочисленных и, как правило, благожелательно настроенных. И это в СНГ, где антикоммунизмом мозги промываются со страшной силой! Всего лишь другое название и те же идеи находят столь широкий отклик. Это значит, марксистам есть с кем работать.

И пусть фильм показывает только одну сторону капитализма, порождающую войны и эксплуатацию, даже этого достаточно, чтобы вызвать потрясение у сторонников нынешней системы. Ведь, как верно говорится в фильме, «вы должны знать правду, искать правды, и тогда правда сделает вас свободным».  Интересно, порой, рассмотреть реакцию на фильм со стороны оппонентов. Вот попался 8-минутный роль в Интернете, «Дух времени – ответ». Это реакция на первый фильм. Большая часть посвящена пустым обвинениям во лжи и проклятиям … революционерам-большевикам, на которых повешены все мыслимые собаки. Фильм назван «революционной пропагандой» и «предреволюционным агит-промывчиком мозгов». Оставим второй пустопорожний эпитет. Но как же быть с первым, ведь авторы хотят все сделать мирно?! Но «критик» прав: нельзя не делать революционных выводов, даже вопреки желанию авторов фильма. И сама практика будет убеждать сторонников «Проекта Венера» в неизбежности политической и революционной борьбы. И им придется прийти к марксизму.

Нас ждут новые революции. Таков дух нашего времени. С праздником Октября, товарищи!

 

«Мировая революция» №14, октябрь 2010
(в газете размещен несколько сокращенный вариант статьи)


Госкап-сайт

 

 

Hosted by uCoz