Интернациональная Коммунистическая Партия

Вопрос возобновления классовой борьбы и задачи коммунистов

(часть2)

начало
статьи

Революционеры-коммунисты выполняют свои задачи в тесном контакте с рабочим классом, не подменяя его, и в тесном контакте с проблемами классовой борьбы

Предвидя будущие появления “гарибальдийцев” и фронтистов, в силу продолжения влияния традиционного реформизма на рабочее движение, даже если более оно не является господствующим, необходимо продолжить работу по подведению итогов, которую мы, отчасти, начали в статье “Вопросы экономической борьбы и независимых пролетарских организаций” (“Programme communiste” n° 93). В самом деле, итог служит нахождению реалистичной точки зрения на ситуацию, а именно: откуда начинать, каков путь нужно пройти и каковы препятствия, против которых должен выступить пролетариат. Эти препятствия являются также препятствиями и для классовой партии и, следовательно, мы также должны встретить их лицом к лицу не потому, что мы замещаем собой пролетариат, но потому, что в качестве коммунистов-революционеров мы должны взять на себя вопросы борьбы пролетариата, которые требуют классового ответа. Этот ответ определен классовыми ориентацией и указаниями, лозунгами и политическими итогами, которые мы должны передать классу. Это ответ, который подразумевает цели, методы, средства, предложения, инициативы и разоблачения, которые рабочий класс сможет усвоить и развить при условии разрыва с социальным миром, с коллаборационизмом, легальностью и взятия непосредственно на себя ответственности за классовую борьбу.

Задача коммунистов состоит в том, чтобы занять место на почве рабочей борьбы с точки зрения этого отвоевания средств и методов классовой борьбы, в том числе и для самой элементарной социальной и экономической защиты, не попадая в ловушку анархо-синдикалистского увриеризма, инфантильного автономизма или романтико-героических поползновений типа Красных Бригад. Они должны, в глазах рабочих, поднять цену боевой стихийности, всячески сражаясь с идеологией стихийности, консервативной, в конечном счете; им нужно способствовать, в том числе и на практике, классовой реорганизации пролетариата, избегая ошибки волюнтаристских строителей рабочих ассоциаций или революционных профсоюзов, в которые остается “только” доставить пролетариев. Но никогда не нужно забывать, что пролетариат должен будет отвоевать свои собственные методы, свои собственные средства, свои собственные цели и воссоздавать свои собственные классовые организации, тогда как вклад коммунистов как таковых будет главным образом политический, теоретический, пропагандистский, критический и разоблачительный.

Пролетариат должен будет найти в себе, благодаря импульсу объективных материальных и социальных факторов, силу подняться над положением материального, политического и идеологического порабощения, в котором он находится сегодня. Коммунисты не являются добрыми самаритянами пролетариата; но им всегда нужно знать на какой стадии находится пролетарская борьба, с какой точки он должен вновь отправиться в путь. Если верно, что борьба классов есть продукт социальных противоречий, порожденных капиталистическим способом производства и угнетением, осуществляем буржуазией и ее государством по отношению к трудящимся классам, то это означает, что эта борьба не может внезапно появиться по воле какой-нибудь политической группы, какой бы искусной и влиятельной она ни была, что она не может возродиться вследствие усилий какой-либо профсоюзной или политической организации, какой бы “укоренившейся” и “воинствующей” она ни была. Если факторы экономического, социального, политического и военного рода не привели к созреванию объективных условий для явного и открытого социального взрыва межклассовых антагонизмов, классовая борьба ведется только в одном направлении, только со стороны буржуазии. Буржуазия всегда находится в состоянии борьбы против пролетариата, потому что ее господство над обществом заключает в себе не только конкурентную борьбу на рынке, экономическую и военную борьбу на мировой арене, но также и постоянную борьбу против пролетариата, т.е. против класса, эксплуатация которого является источником прибыли. Что представляют собой заводы, как не театр этой борьбы буржуазии против наемного труда, благодаря которому хозяева предприятий каждый день извлекают прибавочную стоимость? Общественные отношения, определяемые капиталистическим способом производства, вынуждают рабочего идти работать на завод, трудиться до седьмого пота для того, чтобы давать выкачивать из себя неоплаченный труд: заработная плата в капиталистическом обществе это единственное средство к существованию для рабочего, который тотчас попадает в нужду, если он не дает себя эксплуатировать.

Борьба буржуазии – в качестве класса, а не в качестве отдельного буржуа или патрона – против пролетариата – в качестве класса, источника прибавочной стоимости, а не против того или иного отдельного пролетария – непрерывна. То, что может ее ослабить – это борьба противоположная, борьба пролетариата в качестве класса, а не борьба тех или иных пролетариев против того или иного буржуа или хозяина предприятия.

Развитие производительных сил капитализма уже давно пришло к состоянию зрелости (не в каждой стране, взятой в отдельности, а во всеобщем масштабе); буржуазное общество не может более быть для человечества носителем какого-либо исторически значимого прогресса, ни в социально-экономическом плане, ни в области знания или искусства, и еще менее в плане политическом. В то же время не существует прямой автоматической связи с уровнем зрелости классовых противоречий. Сооотношение сил между классами зависит от ряда материальных и идеологических факторов, которые действуют в течение долгих периодов – и силы социальной консервации, представленные межклассовым коллаборационизмом и левым оппортунизмом имеют немаловажный вес среди этих факторов.

Нищета, голод, зверская эксплуатация, ухудшение условий жизни, социальное, полицейское и милитаристское угнетение, которые касаются иногда широких слоев пролетариата, не являются сами по себе единственными достаточными условиями для того, чтобы вызвать революционное движение трудящихся классов. На эти условия должны воздействовать факторы социальной борьбы и межклассовых столкновений; только прямая борьба против эксплуатации и угнетения может породить и увеличить силу рабочего класса, сначала для защиты условий его жизни и труда, прежде чем уровень социального напряжения не позволит этой борьбе подняться на всеобщий антикапиталистический уровень, трансформироваться в настоящую классовую борьбу до решающего столкновения: диктатура буржуазии или диктатура пролетариата, революция или контрреволюция.

В отсутствии условий, благоприятных для борьбы революционного класса, коммунисты, организованные в классовую партию, воплощающие осознание конечных исторических целей этой борьбы, знают, что их роль неизбежно ограничена изучением марксистской теории, пропагандой, политической критикой, прозелитизмом: в отсутствие этих благоприятных условий невозможно, чтобы их деятельность привела к решающему влиянию среди пролетариата. Кроме того, состав самой классовой партии доводиться до минимума; в условиях глубокой контрреволюции, оказывается даже, что этот состав можно сосчитать на пальцах одной руки.

Следовательно, это абсолютная ошибка, выводить из зрелости общих объективных условий капиталистического развития возможность “ускорить” возобновление революционной борьбы и наверстать “задержку” рабочего класса, бросая, например, свои собственные силы на штурм власти буржуазии, в надежде показать, таким образом, пример пролетарским массам. Но совсем ошибочно сделать вывод в противоположном направлении, что исходя из этой, все еще неблагоприятной ситуации, лучше воздержаться от любой попытки использовать малейшие возможности, предоставляемые социальными противоречиями, для развития практической деятельности, и не только пропагандистской.

Если коммунисты не замещают собой пролетариат в классовой борьбе, то они и не поворачиваются спиной к проблемам экономической борьбы пролетариата под предлогом, что время возобновления классовой борьбы еще не пришло, что не означает ни малейшего компромисса в части принципов, программы и практики марксизма с целью облегчить контакт и влияние на пролетариев.

В сегодняшней неблагоприятной ситуации коммунисты всегда пытаются использовать малейшие возможности для того, чтобы применить на практике все составляющие их политической деятельности, включая организационный и практический вклад в дело защиты условий жизни, труда и борьбы пролетариата. Они не скрывают, что их деятельность на почве экономической борьбы имеет целью помочь пролетариату преодолеть границы этой экономической борьбы и подняться, следовательно, до уровня всеобщей политической борьбы, – следовательно, борьбы революционной – против буржуазии; в то же время их деятельность имеет целью осуществить практическую демонстрацию в глазах пролетариев полезности марксизма – его теории, его программной, политической и практической ориентации и т.д. – не только для будущей революционной борьбы, но также и для сегодняшней экономической борьбы.

 

Задачи коммунистов вытекают из революционного будущего, а не из случайной ситуации в рабочем движении

Пролетариат показал своей исторической борьбой против господствующих классов, что он является классом революционным, единственным классом – носителем высших интересов, не связанных с рынком, прибылью, деньгами, но связанный с перспективой нового социального порядка, благоприятного для всего человечества. Этот высший порядок – коммунизм, общество без классового угнетения и эксплуатации человека, целями которого являются не поиск прибыли, но удовлетворение человеческих потребностей, потребностей всего рода человеческого, а не потребностей отдельных людей, отдельных классов или даже отдельных народов, в том числе и в ущерб остальному человечеству. Не будет больше угнетенных классов, эксплуатации, конфликтов между различными группами людей или между нациями, потому что не будет больше ни государств, наций, денег, ни производства товаров, произведенные продукты будут непосредственно принимать форму потребительной стоимости.

Чтобы прийти к этому окончательному преодолению классового общества существуют обязательные промежуточные пункты: формирование пролетариата в класс, а, следовательно, в партию, а затем его формирование в господствующий класс. Это означает, что пролетариат должен прийти к осознанию себя и как отдельного класса, противоположного всем остальным классам, и как класса революционного, носителя будущего, обладающего, следовательно, политической программой, в которой определены все фундаментальные пункты революционного процесса. Это означает также, что пролетариат должен доводить классовую борьбу до завоевания политической власти и до диктаторского использования этой власти против всех покушений класса буржуазии. Это означает, наконец, что для того, чтобы преодолеть приливы и отливы антикапиталистической борьбы, пролетариату необходимо сконцентрировать свои революционные цели в неизменных теории и принципах - марксизме – и доверить эту неизменность специфической организации – классовой партии, – которая в условиях сегодняшнего дня выполняет роль представителя будущего классового движения, руководит революционной борьбой и осуществляет власть после победы.

Классовая партия не смогла бы исполнить свою руководящую роль в будущей революционной борьбе, если бы четко не отделяла себя от всех других политических сил, действуя в самом тесном контакте с рабочим классом. Но тесный контакт не означает ни того, что партия должна раствориться в классе, взять на себя все проблемы непосредственной повседневной жизни пролетариев, ни того, что она должна играть роль моралиста, пытающегося просветить индивидуальное сознание пролетариев. Напротив, это означает, что она берет на себя проблемы пролетарской борьбы, дает ей адекватные ответы, связанные с классовой и революционной перспективой, способствует классовой организации пролетариата, отстаивает конечную революционную перспективу даже в ходе экономической борьбы, в которой она участвует не позволяя ей себя поглотить. Приоритет деятельности коммунистов – это формирование революционной партии, этого органа классовой борьбы, необходимого как на этапе всеобщего возобновления этой борьбы, так и, в особенности, на этапе международной революционной борьбы и захвата политической власти. Если приоритет деятельности коммунистов идет к усилению физических сил, которые составляют формальную партию, это никогда не должно пониматься как главным образом усиление численное, в ущерб политическому и теоретическому усилению организации, в ущерб связи деятельности внутри класса и его борьбы с общей ориентацией, диктуемой марксизмом.

Внести революционную теорию в ряды рабочего класса означает внести, когда это делают возможным объективные условия, в класс его историческую программу, продукт всех сражений прошлого, программу, которую он не может ни создать в любой момент, ни даже сохранить в нетронутом виде через все превратности межклассовых столкновений. В контрреволюционные периоды только исключительно малое меньшинство способно сохранить и защитить эту программу, тогда как значительное большинство класса полностью попадает под влияние идеологии и практики господствующего класса, т.е. буржуазии. Раствориться в классе, таком, какой он есть в эти периоды, означало бы тогда подвергнуть себя буржуазной идеологии, отказаться от своих коммунистических задач и взять на себя задачи реформистов, следовательно, капитулировать перед силами социальной консервации.

Коммунисты не являются героями классовой борьбы, которые “делали бы” революцию тогда, когда пролетариат еще не готов ее делать; но они должны показывать наиболее боевым пролетариям, и не только на словах, но и на деле, что они тесней всего связаны в классовой борьбе. Они должны быть живым примером для других пролетариев, потому что эти последние никогда не признают коммунистическую программу в силу одной лишь пропаганды; они придут к ней благодаря опыту, потому что они будут констатировать на практике своей борьбы пригодность коммунистических позиций, а не потому что они изучат марксизм от А до Я.

Именно участвуя в борьбе рабочих, обозначая классовые средства, методы, цели, сражаясь с противниками классовой борьбы, коммунисты продемонстрируют, что они лучшие борцы за дело пролетариата, истинные солдаты революции. Но для этого необходимо не дать поглотить себя переоценкой случайностей, временных ситуаций, крайностями локальной ситуации и даже личной жизни. Диалектически, чем больше абстрагируешься от случайностей данной ситуации, тем легче связать экономическую борьбу с общими историческими интересами пролетариата. Благодаря диалектико-материалистическому видению действительности и движения различных социальных сил, коммунисты должны уметь анализировать случайности, специфические ситуации, своевременность момента и располагать их по отношению к общим движениям и тенденциям, чтобы затем иметь возможность извлечь из них верные указания и директивы для деятельности партии.

Формировать классовую партию, означает, следовательно, дать пролетариату организацию, способную связать повседневную и оборонительную экономическую борьбу с революционной исторической борьбой ради того, чтобы положить конец всякому классовому обществу. Историческая эволюция не нарезана на этапы, строго отделенные один от другого, каждый из которых необходимо пройти, прежде чем можно будет мечтать о переходе к этапу более высокому: этап экономической борьбы, затем этап борьбы политической, потом этап штурма государственной власти и т.д. Фактически, речь идет о стадиях борьбы, тесно и диалектически связанных между собой, которые всегда должны быть представлены в деятельности партии. Разумеется, отсюда не нужно делать вывод, что каждая листовка или малейшее выступление по случаю забастовки должно призывать к захвату власти и к установлению коммунизма! Это вся совокупность разносторонней деятельности партии должна принимать в расчет все уровни борьбы и переходы от одного уровня к другому, с тем, чтобы иметь возможность воздействовать на рабочую борьбу и содействовать ей. Без конкретного анализа конкретной ситуации - как говорил Ленин – невозможно принять правильное решение и вести партийную деятельность, которая действительно и существенно ведет к прогрессу в борьбе за освобождение пролетариата, и которая совпадает с потребностями революционной борьбы.

 

Вспомним элементарные понятия

Класс. Что определяет общественный класс? Система исторических интересов, основанных на условиях его формирования, его развития и на его конечных целях. Класс определяется его исторической программой.

“Слово класс, которое марксизм сделал своим, - читаем в “Нити времени” (1) – то же самое во всех современных языках: латинских, германских, славянских. В качестве “существа” социо-исторического, именно марксизм вначале ввел его, даже если его и использовали прежде. Это термин латинского происхождения, но он служит для обозначения того, что для римлян “classis” обозначало флот, военную эскадру: понятие было, следовательно, в понятии комплекса единиц, действующих вместе, двигающихся в одном и том же направлении и выступающих против одного и того же врага: его сущность – это движение и борьба, а не (как в созвучии всякой бюрократической …) “классификация”, которая принимает вследствие этого статический смысл… Класс, следовательно, означает движение, борьбу, историческую программу, а не отдельную колонку реестра переписи населения. Говорить о классе, который еще должен был бы найти свою программу – это произносить бессмысленную фразу: именно программа определяет класс”.

Каждая крупная историческая эпоха характеризуется господствующим способом производства, производственными и социальными отношениями, который из него вытекают и классами, которые определяются и противопоставляются друг другу этими отношениями. Каждое новое общество заставляет признать себя революционной борьбой, завоеванием экономической и политической власти революционными классами данной эпохи, т.е. классами, которые свои непосредственные исторические интересы делают носителем нового способа производства. Переход от одного общество к другому всегда проходит через фундаментальные исторические разрывы, как с экономической, так и с политической точки зрения, через революции.

Класс современного пролетариата является носителем преодоления капиталистического способа производства и всех его социальных отношений, так же как и преодоления всякого деления на общественные классы. Именно исторические условия утверждения капиталистического способа производства (обобществленного производства, универсального способа производства, технологического развития) и образования обездоленного класса, пролетариата, ставит общество перед самым большим противоречием: противоречием между общественным характером производства и частным присвоением продуктов этого производства. Капиталистическое общество делает, с одной стороны, из большей части населения обездоленных, тогда как с другой стороны, оно делает из незначительного меньшинства этого населения монопольного обладателя всех богатств, созданных обездоленными. Благодаря этой монополии, защищаемой всей мощью государства, господствующий класс буржуазии может безостановочно извлекать прибавочную стоимость из наемного труда.

Класс свободных наемных работников представляет собой социальное и политическое утверждение буржуазии, выражая одновременно необходимость свержения последней и трансформации капиталистической экономики в экономику коммунистическую. Класс наемных работников выражает, еще в большей степени, чем любой другой предшествующий класс в истории человечества, пределы современного классового общества и непреодолимый антагонизм между классами этого общества. Антагонизм между общественным характером производства и частной формой присвоения реализуется через межклассовую борьбу, которая в развитом капиталистическом обществе принципиальным образом противопоставляет комплекс интересов буржуазии и пролетариата.

Этот антагонизм может исчезнуть лишь в обществе, которое не основывается более на способе производства, предусматривающем деление на классы. Это новое общество рождается в результате борьбы классов доведенной до конца, до коммунистической пролетарской революции, которая разрушает политическую власть буржуазии для того, чтобы иметь возможность затем приступить к экономической трансформации общества, революции также интернациональный, поскольку интернациональным является господство буржуазии и буржуазный способ производства. Переход к коммунистическому обществу требует свержения диктатуры буржуазии и установления диктатуры пролетариата во время окончательной борьбы между классами. Класс пролетариата будет последним из господствующих классов, поскольку после осуществления перехода к коммунистическому обществу, основанному на общественной экономике и удовлетворении человеческих потребностей, а более не на экономике рынка и прибыли, не будет больше никакой основы для господства одного класса людей над другими и для существования аппарата этого господства, начиная с самого государства: классовое общество уступит место обществу всего рода человеческого.

Классовая борьба

Во всех обществах, разделенных на классы (которых не было в примитивном коммунистическом обществе), борьба между классами задает ритм экономического и социального развития.

Не марксизм открыл борьбу классов; буржуазия уже пришла к этому выводу, Но марксизм довел следствия классовой борьбы до крайних выводов: борьба за завоевание власти и установление пролетариатом своей диктатуры в качестве необходимого пункта перехода для окончательного преодоления классового общества и установления общества коммунистического (переход человечества от предыстории к истории). В соответствии с марксизмом, пролетариат - это единственный революционный класс капиталистического общества, единственный, борьба которого может привести к освобождению не только его самого, но и всего человечества.

Исторической целью пролетарской борьбы является, следовательно, коммунизм, освобождение всего человечества от капиталистического способа производства, от подчинения законам рынка и каторге наемного труда, конец войнам и нищете, которые являются его следствием. Товары, деньги, наемный труд исчезнут в новом способе производства, ориентированном на удовлетворение потребностей всего человечества. Социальная гармония и деятельность, полезная всему человеческому коллективу, заменят рыночную анархию, виды деятельности, зачастую социально вредные, навязанные поиском прибыли и всеобщей конкуренцией всех против всех. Из невыносимого наказания труд, источник богатства для одних капиталистов, но необходимый для того, чтобы не впасть в нищету, станет первой из видов человеческой деятельности, источником развития и действительного обогащения как для индивида, так и так и для всего общества. Общественные отношения будут такими, что будет достаточно посвятить очень малое количество часов общественному производству, освобождая, таким образом, время необходимое для полного развития человеческих способностей, науки, искусства и наслаждению жизнью. Именно тогда сможет реализоваться лозунг: от каждого по способностям – каждому по потребностям.

 

Классовая партия

Качественный скачок, определяемый трансформацией общества в планетарном масштабе, требует предварительного соединения экономических, социальных и политических факторов, которые на определенной стадии своего развития и при их определенной комбинации, формируют динамичную материальную базу для начала революционного цикла.

Марксизм, единственная революционная теория современной эпохи, определяет фундаментальную характеристическую черту всего революционного кризиса следующим образом: посредством своей борьбы против других классов общества, пролетариат присоединяется к своей политической программе, к своим историческим целям, к классовой партии, коммунистической партии (Манифест 1848г.). Эта борьба стремится изменить соотношение сил в пользу пролетариата, сначала через защиту своих непосредственных интересов (в экономическом, социальном и политическом плане) и организацию классовых объединений для защиты этих интересов и доходит затем, в ходе своего развития, до постановки вопроса о политической власти. Она выражает необходимость того, чтобы непосредственная оборонительная борьба преодолела все пределы, совместимые с буржуазным обществом и возродила цели, методы и средства борьбы, несовместимые с социальной консервацией, поддержкой политического господства буржуазии и устойчивостью капиталистического способа производства.

Пока пролетариату не удается развернуть свою борьбу до постановки вопроса о власти, он не может приступить к его экономической и социальной трансформации и остается пленником – как и все остальное человечество – буржуазных производственных отношений. Именно классовая борьба между пролетариатом и буржуазией, начатая более двух веков назад в Англии и во Франции, показывает необходимость революционной ломки современного общества. Завоевание капитализмом всего мира, создание мирового рынка, привели к тому, что эта историческая необходимость стала единственным выходом для всего человечества. В отличие от того, что произошло в ходе предыдущих исторических переходов между различными способами производства, невозможно, чтобы более высокий способ производства начал развиваться внутри старого общества до того момента, когда, в силу приобретенного могущества, он может разбить старые отношения, которые стали препятствием для него. В условиях капитализма его производственные силы сами, на определенной стадии развития, объективно ставят проблему ликвидации капитализма. И тогда проблема, которая ставится – это проблема централизованной политической борьбы, которая обладает силой разбить оплот буржуазного общества, буржуазное государство, а затем установить новую государственную власть, еще более централизуя и развивая борьбу, для того, чтобы распространить ее в интернациональном масштабе, вплоть до свержения власти буржуазии в последней стране мира и до установления власти международного пролетариата, единственного способного начать и довести до конца всемирную социально-экономическую трансформацию.

Чтобы иметь возможность руководить этим историческим революционным движением, на которое способен только международный рабочий класс, необходим особый политический орган. Речь идет о классовой партии: политической организации, которая базируется на исторических целях пролетариата, а не на его сиюминутных экономических интересах, которая выводит свою программу и свои принципы, которые должны быть реализованы в будущем, а не предназначены для сохранения настоящего, которые действуют в современном классовом обществе для того, чтобы упразднить все классы, а не поставить новый господствующий класс вместо старого, которая использует в течение всего исторического периода борьбы пролетариата вплоть до разрушения всякой классовой власти, какова бы ни была степень остроты борьбы между классами, цели, методы и средства в полном соответствии с конечной революционной целью. Классовая партия, коммунистическая партия в марксистском значении этого слова, представляет собой единственную возможность, которой исторически обладает пролетариат для руководства своими революционными классовыми действиями в обществе, где он не обладает ничем, кроме своих цепей, т.е. возможностью давать эксплуатировать свою рабочую силу. В этом смысле и при условии, что она сохраняет полное соответствие своих действий с коммунистической программой, классовая партия является для пролетариата всем, потому что она – ключ к его будущему окончательному освобождению. Классовая партия представляет в настоящем будущее движения рабочего класса, потому что она представляет собою осознание революционной цели и потенциальную возможность руководства пролетарской борьбой против буржуазии как перед, так и после взятия власти, также как и руководство процессом социально-экономической трансформации старого общества, переходом от капитализма к коммунизму. И в то время, когда общество перейдет от нишей стадии коммунизма к высшей, государство исчезнет со всеми пережитками классового господства; сама же классовая партия трансформируется в простой орган управления производством и распределением в обществе, где в конечном итоге будет реализован старый принцип: от каждого по его способностям, каждому по его потребностям, и где царство необходимости, уступит, наконец, место царству свободы.

Исторический опыт борьбы пролетариата продемонстрировал необходимость того, чтобы его борьба доводилась до завоевания власти для того, чтобы стало возможным изменение общественных отношений; он показал, что необходим переход посредством этапа классовой диктатуры, и что все реформистские и постепеновские альтернативы были иллюзорными; и он показал также, что класс, и в частности его партия - революционная марксистская партия, единая, интернациональная и интернационалистская – должна быть готовой и подготовленной, когда откроется революционный период, который поколеблет капитализм не в одной стране, но, потенциально, и во всем мире.

Классическая марксистская последовательность, следовательно, исторически подтвердилась:

“То объединение людей в общество, которое противостояло им до сих пор как навязанное свыше природой и историей, становится теперь их собственным свободным делом – утверждает Энгельс в своем “Анти-Дюринге” (2). Объективные чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы.

Совершить этот освобождающий мир подвиг - таково историческое призвание современного пролетариата. Исследовать исторические условия, а вместе с тем и самое природу этого переворота и таким образом выяснить ныне угнетенному классу, призванному совершить этот подвиг, условия и природу его собственного дела – такова задача научного социализма, являющегося теоретическим выражением пролетарского движения”.

 

Деятельность классовой партии с целью вырвать пролетариат из-под влияния оппортунизма и направить его к возобновлению пролетарской классовой борьбы

Отношение между классовой партией и пролетариатом, материальные корни которого находятся в развитии противоречий капиталистического общества, имеет свой вектор в движении класса как на экономической, так и на политической почве. Представляя общие исторические интересы рабочего класса, – в том числе и его собственное угасание в качестве класса – коммунистическая партия концентрирует в своей политической программе весь революционный процесс вплоть до взятия власти в международном масштабе и после него; она выражает в своей деятельности постоянную связь между борьбой по защите своих непосредственных интересов экономических и социально-политических – и общей революционной борьбой. Партия не может состоять ни из всей массы класса, ни даже из его большинства; и она не может также состоять исключительно из представителей рабочего класса, ввиду того, что “перебежчики” из других классов, в том числе из враждебного класса, оказываются привлеченными его деятельностью, охватывающую все общество. Именно случай с интеллигенцией может дать ценный и необходимый вклад в понимание, пропаганду и распространение марксистского учения.

В течение долгого периода пролетариат находится под влиянием, в том числе и организационным, политического и профсоюзного оппортунизма, т.е. тех сил, которые, опираясь единственно на почву экономической борьбы, выражают согласие между классами и, следовательно, сохранение буржуазного общества. С повседневной социологической точки зрения пролетариат является в эти периоды лишь классом для капитала, рабом наемного труда и производителем прибавочной стоимости. Поскольку он не обладает ничем иным, кроме собственной рабочей силы, пролетариат полностью зависит от капиталистов, от вершков и корешков их экономики, кризисов и войн буржуазного общества.

Для того чтобы бороться против капиталистов пролетариат может рассчитывать лишь на свои собственные силы, на силу своей численности, на силу своих организаций. Когда эти пролетарские организации, независимые от буржуазии, терпят поражение, конкуренция между пролетариями берет верх, и каждый из них оказывается в одиночестве, пытаясь найти индивидуальное решение для своего выживания. Пролетариат, следовательно, имеет жизненную необходимость в классовых организациях по защите своих непосредственных интересов для повседневной борьбы сопротивления капиталистической эксплуатации, также как он имеет жизненную необходимость в классовой партии для революционной политической борьбы.

“История всех стран, - утверждает Ленин в своей книге “Что делать?” – свидетельствует, что исключительно своими собственными силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское, т.е. убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т.п.”. Это максимальный уровень, который пролетариат может достигнуть стихийно, и история показывает, что можно существенно отступить от этого уровня; именно это и произошло в десятилетия, которые последовали за поражением русской революции и Коммунистического Интернационала, десятилетия, в ходе которых он вновь отдал свою судьбу в руки буржуазии, с помощью желтых, католических или фашистских профсоюзов.

После второй мировой войны, в тексте 1951г. (3) мы писали: “Даже там, где капиталистический тоталитаризм, казалось бы, заменен демократическим либерализмом, профсоюзная динамика продолжила развиваться непрерывным способом к полному контролю со стороны государства и к своему включению в официальные административные структуры. Фашизм, диалектический реализатор прежних чаяний реформизма, осуществил их, начиная с юридического признания профсоюзов таким способом, что он может быть обладателем коллективного договора с хозяином предприятия, до действительного заключения всего профсоюзного аппарата в структуры власти класса буржуазии”.

Вот почему мы назвали трехцветными послевоенные профсоюзы с их фундаментальной ролью “в деле защиты и сохранения капиталистического строя, именно потому, что влияние и использование профсоюзных объединений – это необходимый этап для всякого революционного движения, руководимого коммунистами”, которое делает из них одно из самых трудных препятствий для возобновления длительной и всеобщей классовой борьбы. Остается фактом, что если пролетариату не удается подняться со своими собственными силами на уровень тред-юнионизма к открытой борьбе против хозяев и их интересов, он еще в меньшей степени может подняться до высшего уровня всеобщей классовой борьбы, политической борьбы за свержение власти буржуазии и установление своей собственной власти.

С другой стороны развитие борьбы пролетариата, если она распространится на почву экономической борьбы, не может быть достаточным для ее механической трансформации в революционную политическую борьбу. Активное вмешательство классовой партии в эту экономическую борьбу необходимо для того, чтобы внести в ряды класса революционную теорию и прошлый опыт классовой борьбы, для установления прочного и эффективного контакта с наиболее боевыми и восприимчивыми отрядами пролетариата и распространения коммунистической пропаганды и установок классовой борьбы в рядах рабочего класса.

Именно этот случай, соединение партии и класса – революционная теория - и пролетариат, борющийся за свои классовые интересы, даст возможность развития этой борьбы в революционном направлении. Буржуазия, следовательно, всегда пыталась – и до сегодняшнего дня ей это удавалось – захватить как организации профсоюзного типа, так и рабочие партии. Этому захвату благоприятствовало, в частности в промышленно развитых странах, использование всей гаммы мер реформистского содействия и профилактики для наемных рабочих и всей серии социальных амортизаторов, стремящееся к созданию нового резервного типа экономики, “которая предлагает небольшую наследственную гарантию, которая, в некоторой степени, аналогична гарантии ремесленника и мелкого крестьянина; работник имеет, следовательно, что-то такое, что он рискует потерять, то, что (явление уже отмеченное Марксом, Энгельсом и Лениным в том, что касается так называемой рабочей аристократии) делает его колеблющимся или даже оппортунистом в период профсоюзной борьбы и, еще хуже, в период забастовки и восстания” (4).

Переход классовой партии к врагу во время процесса деградации большевистской партии и Интернационала, санкционировал самое жестокое поражение, которое когда-либо знал пролетариат. От Парижской Коммуны до победы русского Октября прошло 46 лет. После деградации международного коммунистического движения (1924-1927) прошло уже 70 лет, и, исходя из современного соотношения сил между классами, пройдет еще много лет до начала нового революционного цикла. Поражение пролетариата открыло очень долгий период межклассового сотрудничества, участия пролетариата, ценой своей крови и энергии, в сохранении буржуазного строя. Это межклассовое сотрудничество нашло прочную материальную базу в этих “экономических резервах”, в этих “социальных гарантиях”, которые в самых развитых странах глубоко развратили целые поколения пролетариата.

Нет недостатка в борьбе рабочих в эти периоды, включая борьбу широкую и длительную. Но эта борьба не выходила за пределы совместимые с политическим и экономическим господством капиталистической системы. Демократия, этот метод управления буржуазного класса, глубоко проник в борьбу рабочих, в деятельность и идеологию рабочего движения. Реформизм, новый или классический, в качестве левого крыла буржуазии, вышел из демократии и полностью себя с ним отождествляет. Именно по этой причине рабочее движение должно стремиться к разрыву с демократией и, следовательно, реформизмом для того, чтобы иметь возможность утвердить свои классовые интересы.

Реформизм, или, если угодно, сотрудничество между классами, был основным агентом замкнутости пролетариата в границах, совместимых с интересами буржуазии; и он еще и сегодня им является, даже если, в силу своей истрепанности, ему нужно “обновиться” тем или иным способом. Когда стихийность рабочего класса становится более угрожающей для его интересов, действия различных образований крайне левого толка – реформистская левая – и церкви, присоединяются к действиям классического реформизма для того, чтобы восстановить ситуацию и защитить демократическое политическое обрамление общества.

Долгий период межклассового сотрудничества привел к тому, что он объективно давит громадной тяжестью на движение рабочего класса, делая чрезвычайно трудными даже повседневные действия по защите условий жизни и труда. Годы отказа от классовой борьбы, саботажа ее коллаборационистскими организациями, чрезвычайно ослабили и деморализовали пролетариат, в такой степени, что сделали невозможным для него быстро отделаться от бюрократии, продавшейся патронату и буржуазному государству, и открыто противостоять всеобщему разрушению условий жизни и труда, с которыми он столкнулся в течение последних лет.

Пока господствующий класс будет иметь возможность достаточно обильно использовать экономические резервы и социальные амортизаторы, которые составляют материальный фундамент реформизма, и пока демократические, легалистские и представительские привычки, укоренившиеся десятилетиями коллаборационизма, не будут разбиты социальными взрывами, которые разнесут на куски “кровавый пакт”, заключенный когда-то между пролетариями и демократическими буржуа, пролетариат не сможет обновить тело и душу прямой и непосредственной классовой борьбой. Нет необходимости планировать, рассчитывать, изучать в деталях эту борьбу и ее характерные черты: она является результатом все более обостряющихся и, в конце концов, неустранимых противоречий капиталистического общества, которые неизбежно должны будут найти выход во вспышках социальной борьбы.

Сознание необходимости классовой борьбы не живет в голове каждого пролетария; оно находится в классовой партии, связанной с историческим процессом, который ведет к мировой революции. “Партия проиграна для революции, пока она не может рассчитывать на борьбу широких масс. Но эти массы не войдут в борьбу, поскольку в этом случае они избавились бы от культурного и экономического влияния буржуазии тогда, когда невозможно даже мечтать об этом. Они будут бороться, потому что их неизбежно будет подталкивать к этому контраст материальных производительных сил, не ставший еще сознанием борцов, и еще менее научной культурой!” – писал Бордига в уже упомянутой “Нити времени”.

Классовая партия опирается, следовательно, на эти толчки, созданные материальными производительными силами; ее задача состоит не в том, чтобы обучить каждого пролетария или большинство из них значению марксистской теории и коммунистической программы. Но в том, чтобы внести революционную теорию внутрь класса, извне экономической борьбы, для того, чтобы сориентировать ее к перерастанию в борьбу классовую, т.е. в политическую борьбу, которая, которая стремится разорвать все связи, привязывающие пролетариат к классу буржуазии и его институтам. Классовая партия действует так, чтобы вырвать самые боевые слои пролетариата из-под влияния коллаборационизма, из-под демократического и легалистского паралича, для того, чтобы они смогли реорганизоваться, в классовом понимании этого слова, на почве экономической борьбы. Без этого качественного скачка, без этого разрыва между пролетариатом и буржуазией, возобновление классовой борьбы во всеобщем масштабе и объединение рядов пролетариата невозможно.

    1. Речь идет о статье “Танец марионеток: от сознания к культуре”, опубликованной в “Il Programma Comunista” n° 12, 1953. Это была третья из серии статей, написанных Бордигой против французской группы “Социализм или варварство”. Диссидентствующая троцкистская группа “Социализм или варварство” утверждала, что в России существовал новый способ производства и новый, не предусмотренный марксизмом, господствующий класс: “бюрократический капитализм” и “бюрократия”. Три статьи (первыми двумя были “Батрахомиомахия” (“Война мышей и лягушек” – по имени древнегреческой комической поэмы неизвестного автора, представляющую собой пародию на “Илиаду” Гомера) и “Пародия на праксис”) были повторно опубликованы в журнале “Programme Communiste” n? 94, 95, 96.
      “Нити времени” представляет собой серию статей А. Бордиги, посвященных разъяснению проблем современности на основе извлечения уроков прошлого. Статьи были разделены на две части: “Вчера” и “Сегодня”.
    2. К. Маркс, Ф. Энгельс Соч., изд. 2-е, Политиздат, М. 1961, т.20, стр. 295.
    3. Речь идет о докладе на партийной конференции в Риме в 1951г., появившемся затем в концентрированном виде в статье “Теория и практика в марксистской доктрине”.
    4. Там же, см. также “Платформу партии” 1945г., вновь опубликованную в “Il Comunista” n° 21-22 (январь-апрель 1992г.).

Окончание

Госкап-сайт

 

Hosted by uCoz